Канадские культурологи Джозеф Хиз и Эндрю Поттер в своей ставшей
скандально знаменитой книге "Бунт на продажу. Как контркультура создает
новую культуру потребления" выдвинули внешне парадоксальный, но от
этого не престающий быть истинным тезис: молодежная контркультура,
возникшая на Западе в 1950-х-1960-х годах и распространившаяся по всему
миру, ошибается, считая себя серьезной противницей общества
потребления. На самом деле она не просто вполне безопасна для него, в
отличие от, скажем, профсоюзного или левого движения, она лишь помогает
ему развиваться. Хиппи, панки, готы, рокеры и другие молодежные
субкультуры самим своим существованием инициируют создание целых
отраслей промышленности, производящих необходимые им атрибуты одежды
(джинсы, фенички, ботинки, куртки), музыкальные диски и видео, журналы
и книги. Но и этого мало: контркультура исподволь привносит в
общественное сознание мысль о том, что человек должен "выражать свою
индивидуальность" при помощи одежды, одеваться броско, часто менять
одежду. В результате огромные массы граждан мира "свободной торговли",
не столь радикальных как адепты контркультуры, но тоже желающих быть
"не такими как все", начинают больше тратиться на одежду, на музыку, на
машины и т.д. Когда я читал эту поразительную заставляющую по-новому взглянуть на
многое книгу, мне пришла в голову одна забавная мысль. Эту
диалектическую связь между молодежными субкультурами и тем, что они,
казалось бы, яростно отрицают, можно наглядно продемонстрировать на ...
российских скинхедах. Скинхеды, как теперь уже известно в России
всякому, кто знает о том, как включить телевизор – молодежные
группировки, занимающиеся регулярными избиениями иностранцев
"неарийской наружности": африканцев, вьетнамцев и китайцев, узбеков и
таджиков, приехавших в наше Отечество либо учиться, либо работать, в
последнем случае – часто нелегально. Делают это скинхеды из откровенно
расистских побуждений, что легко заключить из их выкриков во время
избиений (скинхеды любят снимать свои акции на видео и выкладывать их в
Интернете, так что их может увидеть любой). Оставим в стороне вопрос о
моральности или неморальности такого рода действий и вообще о
необходимости или ненеобходимости в России гастарбайтеров из стран
Азии. Обратим внимание лишь на один нюанс: ненавистников гастарбайтеров
у нас сегодня предостаточно. Немало и банальных подростковых банд в
"пролетарских районах", и молодчики из этих банд также могут в темном
переулке избить таджика или узбека и частенько делают это. Но скинхеды
отличаются от всех них тем, что они представители молодежной
контркультуры. Они не могут ходить в кожаных кепках и китайских
куртках, и слушать блатату и попсу как простые хулиганы. Скинхед
обязательно должен быть одет в куртку – "бомбер", черные джинсы,
желательно импортные, ботинки "Мартерс", "Гриндерс", "Комбат". На
куртке у скинхеда обязательно нашиты свастика, кельтский крест или флаг
американских конфедератов. Скинхеды слушают только "свои" рок-группы,
принадлежащие к музыкальному стилю "Ой" (в России это "Коловрат",
"Белые бульдоги", "Радагаст", "Дивизион" и т.д.). Скинхеды читают
только свои журналы – "Под ноль", "Белое сопротивление", "Отвертка", "Я
– белый" и свои интернет-сайты. Это не говоря уже о том, что скинхеда
легко отличить по чисто выбритой лысой голове, на которой может быть
татуировка в виде свастики или креста (отсюда и название: "скинхед", то
есть бритоголовый) и по знаменитым подтяжкам толщиной в "два пальца",
которые являют собой символ пролетарского происхождения. Таков облик
скинхеда не только в России, но и по всему миру, сформировался он еще в
Англии, где в 1950-е годы и возникло скин-движение. И хотя скинхедов
либеральные СМИ привычно называют русскими националистами, уже из
сказанного ясно, что это, мягко говоря, натяжка. Ни к каким видам
традиционного русского национализма ("черносотенцы", "младороссы",
"русские фашисты") они отношения не имеют. Они – представители сугубо
западной субкультуры, которая с глобализацией дошла и до нас. В отличие
от идейных националистов, для которых главное – программа, а музыка и
одежда вторичны, скинхед может не читать Гитлера, Муссолини, не говоря
уже о Меньшикове и Тихомирове, но зато не может не носить "бомбер" и
"Мартинсы". Это для него принципиально важно. Надо кстати заметить, что стоят все эти атрибуты недешево. Одежду
скинхеда в 2004 году в Москве можно было купить за 15 000 рублей[1]. А
ведь надо еще платить татуировщику, покупать диски с музыкой и видео,
журналы, оплачивать Интернет-трафик; это не говоря уже о том, что,
мягко говоря, динамичный образ жизни, то есть регулярное участие в
драках, ведет к тому, что одежда пачкается, рвется и требует замены...
Да и достать ее непросто – флаги конфедерации и "бомберы" в
супермаркетах не продаются. В Москве есть два-три места, куда скинхед
может приехать за одеждой и прочей атрибутикой, поскольку у этих
торговцев – монополия, то и дерут они немало... А ведь большинство
скинхедов – выходцы из небогатых семей, однако, найти деньги, чтобы
выглядеть как скинхеды для них – святое. Как видим, оборотной стороной скин-движения является целая отрасль
экономики, обеспечивающая его всеми атрибутами без которых скинхед
таковым не является. Это бизнес растущий и довольно прибыльный, если
учитывать, что после каждого зубодробительного фильма про скинхедов по
ТВ, все больше и больше мальчишек и девчонок из бедных семей, желают,
вопреки предупреждениям мира взрослых, превратиться из обычного
хулигана в скинхеда, которого так боятся взрослые. По сообщениям
агентства "Русская линия" в 2004 году – том самом, когда экипировка
скинхеда стоила 15 000 рублей – в России насчитывалось 50 000
скинхедов. Выходит, что для того, чтобы только одеться в согласии с
требованиями субкультуры, скинхеды в 2004 году тратили 950 миллионов
рублей. Поскольку бизнес подпольный и налогами не облагается, то и
доходы немалые. А ведь мы не учли расходы на литературу, диски с
музыкой и видео, на испорченную одежду... Откуда же все эти вещи берутся? В романтические времена начала
скин-движения в России, которые пришлись на 90-е годы, одежду, нашивки,
диски для только возникших в Москве и Питере банд скинов, привозили
через Прибалтику из Восточной и Западной Европы (на цивилизованном
Западе для нужд скин-движения работает целая индустрия). Теперь уже и у
нас, в России существует скин-индустрия, в частности подпольные
производства, где шьют "бомберы" и черные джинсы, делают ботики
"Комбат", а также пиратские диски с записями скин-групп[2]. И если
кто-нибудь мне скажет, что работают в этих цехах чистокровные арийцы в
третьем поколении, то готов признать, что Жванецкий по сравнению с ним
– провинциальный клоун. Потому что владельцы этого бизнеса, в отличие
от покупателей скин-атрибутики – циничные бизнесмены, чьи убеждения
изложены на долларовой банкноте. И как всякий российский циничный
бизнесмен они, без сомнений, привлекают к работе в цехах гастарбайтеров
из Вьетнама или Таджикистана: платить им много не надо, то, что они
обслуживают своей работой ненавистных врагов, они даже не поймут. Факт
применения труда гастарбайтеров косвенно подтверждается самой ценой –
легальные, тем более фирменные джинсы и ботинки в сумме уж никак 15
тысяч не стоили бы. Итак, для того, чтобы экипировать группу скинов человек из десяти
для этого нужен труд трех-четырех, а то и десяти вьетнамцев. Значит,
чем больше у нас скинхедов, заботящихся о "расовой чистоте" российских
улиц, тем больше в России нелегальных гастарбайтеров. "Борясь" с
нелегальной иммиграцией, скинхеды добиваются лишь ее увеличения. А
поскольку акции скинхедов, благодаря своей жестокости и дерзости –
всегда сенсация, то СМИ о них с удовольствием сообщают, популярность
скинхедов растет, скин-индустрия процветает, таджики и узбеки толпами
тянутся на подпольные производства... И все потому что вместо легальной
и разумной борьбы за права национального рабочего класса, скинхеды
озабочены бутафорскими нарядами, пошитыми в подвалах, и песенками на
пиратских дисках. Выходит, скин-движение – не просто часть западной
молодежной субкультуры, оно – часть того самого капитализма, который
все, в том числе и протест превращает в прибыль и осуществляет
глобализацию даже за счет противников глобализации.