Фестиваль Змей посвящен Финки богу, который на шее вместо ожерелий
носит живых «тварей ползучих». В праздничный день особый почет
выказывают кобрам, причем умащивают как живых экземпляров, так и их
изображения. Для того, что бы защитится от укусов, люди осыпают их
головы пряностями (в частности, «халди – кумкумом») и потчуют молоком,
сладостями, рисом. Брамину, который проводит ритуал, жертвуют золотые
или серебряные монеты и даже отдают в дар корову.
Наг Панчами празднуется повсеместно, однако на Севере устраивают не
такие пышные торжества, как на Юге. Самые помпезные и красочные действа
можно посмотреть в 400 км. от Мумбаи в деревушке Балтис Ширале. По
сообщениям СМИ самое большое сборище змей можно найти именно в этом
населенном пункте. На праздник съезжаются туристы из разных стран и
континентов. Маленький населенный пункт наводняется десятками тысяч
паломников и путешественников. Змеи тоже сползаются в деревню и
встречаются повсюду. Интересно, что за всю историю фестиваля ни один
человек не был укушен.
Подготовка к Наг Панчами начинается примерно за неделю. Ловцы в
окрестностях деревни вылавливают змей и помещают их в большие глиняные
горшки. Там «чешуйчатые» остаются до самого праздника, питаясь свежим
молоком и крысами. Яд из желез не удаляется, поскольку жители деревни
считают, что вредить животным кощунственно.
В день наступления самого фестиваля люди на головах проносят горшки со
змеями, по всей деревне, затем красочная процессия направляется к храму
богини Амбы. Этот «змеиный ход» сопровождается народными песнями и
танцами, а также специальными гимнами во славу Кобре. В святилище
проводят многочисленные ритуалы, а затем живность выпускают во
внутренний двор храма. Кобры начинают совершать свой знаменитый танец,
а завороженные зрители не отводя глаз наблюдают это феерическое
представление. Служитель опрыскивает змей традиционным халди-кумкумом и
осыпает лепестками цветов. После ритуала «Пуджы» кобрам предлагаются
молоко и мед.
Затем змей снова помещают в горшки и везут на воловьих повозках
через 32 деревни. Жители с нетерпеньем ждут прибытия дорогих гостей.
Возле каждого дома процессия делает остановку, что бы выпустить одну
или две кобры, которые не стесняясь, проползают сразу в сад или в
жилище. Индусы спешат опять опрыскать красавиц благовоньями и
предлагают яства. Думается, что пресытившиеся кобры, именно поэтому
никакого внимания не обращают на людей.
В тех семьях, где есть не замужние девушки, змей ждут с особым
нетерпением. Считается, что они приносят удачу и способствуют
скорейшему вступлению в брак. Некоторые отважные девушки осмеливаются
подносить свое лицо к пасти кобры, но и тут змеи проявляют полное
спокойствие.
В разных регионах Индии проводят поклонения своим змееподобным
божествам. Так, в Бенгалии, Ассаме и Ориссе почитают Мансу – королеву
змей. Заклинатели в храмах устраивают ритуалы призыва Богини, играя
затейливые мелодии на дудочках.
В штате Пенджаб, Наг Панчами известен под названием Гуда-Навами. Здесь
тоже есть свои интересные обычаи. Женщины деревни вылепливают из теста
огромную змею, которую затем помещают в большую корзину и носят вокруг
селения, устраивая пышные процессии. Дети и женщины поют во славу
Покровительницы песни, а зрители разбрасывают цветы. По завершении
церемонии изваяние доставляют на центральную деревенскую площадь и
торжественно хоронят.
В Махараштре женщины встают ранним утром, принимают ванну, надевают
лучшие сари и совершают обряд подношения «Пуджа». Заклинатели змей
рассаживаются вдоль дорог, а также перемещаются по всем населенным
пунктам вместе с корзинами, полными «чешуйчатых подопечных». То и дело
с улицы раздаются звуки игривой флейты и возгласы «О, мать, дайте
молоко Кобре!». Индианки, заслышав их, покидают дома, неся в руках
горшки с молоком, рисом и порошком халди-кумкум, которым посыпают
головы кобр. Заклинатели, как приближенные к божественной тайне змей,
тоже получают подношения в виде монет и одежды. Эти отважные мужи
действительно заслуживают почтения. Они демонстрируют искусство
укрощения своих любимцев, сажая себе на шею, беря на руки и даже
поднося к их пасти лицо. Хотя смертельные случаи в среде заклинателей
змей не редкость, в праздничный день обходиться без происшествий.
Во многих южных районах Индии пожилые индианки до сих пор украшают
стены своих домов изображением пятиголовых кобр, эти ритуальные картины
сохраняются весь год и заменятся новой росписью перед каждым
праздником. Примечательно, что существует запрет на приготовление
жареной пищи – причем как растительного, так и животного происхождения.