Белые страшилки для Черного континента
«Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку,
в Африку гулять!» — это грозное стихотворное предупреждение
в России знакомо, пожалуй, всем. Но лучше всего его могут понять сами
африканцы: помимо «акул, горилл и больших, злых крокодилов»,
не представляющих сегодня опасности в Африке и давно уже
нуждающихся в защите от браконьеров, местных жителей подстерегают
куда более страшные враги. Голод. Засухи и наводнения. Эпидемии холеры
и малярии. СПИД. Постоянные «черные революции», непредставимая для
европейцев бедность...Все это приводит к тому, что африканцы в массовом порядке стремятся
«гулять». Но, естественно, не в Африку, а в Европу, эту новую
Землю Обетованную, где все живут богато и счастливо и, что особенно важно,
нежно любят несчастных, обездоленных нелегальных мигрантов. Именно такой образ
Европы создан в сознании тех 13 млн жителей Черного континента, которые
готовы всеми правдами и неправдами попасть в Евросоюз. Появилась эта
очаровательная сказка не сама по себе. Долгие годы миф
о благословенной европейской жизни, социальной помощи, широком выборе
рабочих мест и нежной любви европейцев к мигрантам целенаправленно выращивался
и культивировался поколениями контрабандистов – людей, зарабатывающих
доставкой нелегалов в европейские страны через границы. Сейчас этот миф
уже живет собственной жизнью, подпитываясь «народным творчеством». У брата
свояка отца племянника двоюродный кузен сбежал в Европу – теперь живет
в собственном доме, женился на богатой белой, деньги домой шлет...
Внучка дочки сестры прабабушки вышла замуж за миллионера, учится
в университете, всю семью в Европу забрала... Фабрика слухов – это
самая настоящая «тяжелая промышленность» Африки, недооценивать ее
не следует. Еврокомиссия совместно со Швейцарией решила побороться с этой могучей
отраслью своими силами. Уже месяц телеканалы Нигерии и Камеруна
за европейские деньги ежедневно крутят в эфире своеобразную
антирекламу – это пилотный проект, который будет расширен сначала
на Конго, а потом еще на десяток африканских стран, если даст
приемлемые результаты. Начинается сюжет достаточно безобидно: под проливным
дождем молодой чернокожий парень стоит в будке общественного таксофона
темной ночью. В сырой мгле размыто мерцают огни реклам, угадываются
большие здания – явно Европа, не Африка. Молодой человек набирает номер –
и где-то там, «в жаркой желтой Африке, в центральной ее части»,
трубку снимает пожилой отец. «Привет, папа, — говорит ему сын-европеец, —
это Кристиан». «Как твои дела, — спрашивает его отец, — у тебя
уже есть квартира? Ты записался в университет?». Сын уклончиво отвечает,
а на экране появляются эпизоды его «сладкой жизни» в Европе: Кристиан
убегает от полицейской облавы, просит милостыню на холодной улице,
замерзает под мостом на картонной подстилке... «У тебя напряженный голос,
сынок», — говорит ему отец. «Забегался, — отвечает сын, —
у меня много дел». Слоган этой антирекламы: Leaving is not always living,
то есть «Уйти не всегда означает жить». Нехитрый сюжет страшилки придумал некий безымянный швейцарский чиновник из
министерства по делам мигрантов. Смысл ее послания африканцам прост:
оставайтесь дома, потому что в Европе вам лучше не будет.
Еврокомиссия сочла проект достойным воплощения и выложила 250 тыс. евро –
столько же, сколько правительство Швейцарии. Деньги были взяты из так
называемой «программы AENAS», в которой принимают участие все 27 стран ЕС.
Эта программа финансирует в Африке различные проекты, связанные
с миграцией и вопросами получения политического убежища. До сих пор
это были чистенькие, унылые центры в столицах африканских государств, где
пылились разъяснительные брошюры и многомудрые монографии на заданную
тему, которые никто никогда не читал. Теперь европейские чиновники решили
обратиться к телевидению – антирекламный ролик про несчастного Кристиана должен
крутиться на ТВ минимум 36 месяцев, причем обязательно в прайм-тайм.
К примеру, в Нигерии его впервые показали во время перерыва между первым
и вторым таймами футбольного матча Швейцария – Нигерия. Примечательно, что
власти Нигерии заявили протест против показа ролика, но предпринять
какие-либо конкретные шаги не могут: реклама крутится на коммерческом
канале и законов не нарушает. Увы, но специалисты по вопросам нелегальной миграции полагают, что
потраченные на съемку и показ этой антирекламы полмиллиона евро –
выброшенные на ветер деньги. Во-первых, «фабрика слухов»
о благословенной Европе лишь потому приобрела такую силу и такой
размах, что живущим в африканских странах потенциальным беженцам очень
хочется верить, что где-то есть место, где все их проблемы исчезнут сами собой.
Когда в стране очередная засуха, в кармане ни гроша, а на улицах
грохочут танки – трудно не прислушаться к сладким речам «охотников
за головами», обещающих сытость, достаток и спокойную жизнь —
там, в сказочной Европе. Во-вторых, европейские чиновники попались в сети собственных
представлений: в странах ЕС телевизор есть у каждого или почти
у каждого. А вот в Нигерии и Камеруне, утверждает
статистика, телеприемник стоит лишь в каждой третьей семье. И кому,
в конце концов, поверят те несчастные, которые этого сюжета
не видели: счастливым обладателям символа достатка – телевизора, или
доброму вербовщику-контрабандисту, который им этот телевизор пообещает –
но не в Африке, а в Европе?
Борис Альтнер
Росбалт
|